Меню

Как ребенку работать с информацией в школе

Почему графические органайзеры все чаще и чаще применяются и родителями, и преподавателями в работе с младшими школьниками?
Очень часто даже у родителей кругом идет голова от обилия сведений, которые должен запомнить обучающийся.
Что можно сказать про современного школьника? А то, что маленький человек ежедневно в учебном заведении получает огромное количество информации в виде знаний, сообщений, материалов по различным предметам. К тому же, есть еще новые сведения, которые ребенок черпает из художественных произведений, Сети Интернет и программ телевидения.

И очень часто даже у родителей кругом идет голова от обилия сведений, которые должен запомнить обучающийся. Если ребенок не владеет приемами структурирования и упрощения большого по объему материала, то он не будет готов быстро овладевать новыми знаниями. Значит не сможет хорошо учиться.

Как запомнить всё без труда?

Как было бы прекрасно, если бы обучающийся умел быстро запоминать всю нужную информацию, с которой сталкивается, с первого раза и надолго. Посидел на уроке — запомнил все новые сведения. Прочитал произведение — и сразу пересказал близко к тексту. Ведь учеными давно доказано, что больше половины школьных предметов можно легко усвоить, если школьник умеет передать смысл прочитанного своими словами или просто пересказать текст. Для того, чтобы обучающийся хорошо учился и перестал испытывать трудности при получении знаний, ему необходимо:

● без ошибок и бегло писать и читать;
● запоминать разную информацию;
● уметь анализировать, сравнивать, выделять главное и второстепенное;
● обладать способностью быстро припоминать ранее изученный материал.

Современные учителя не учат школьников правильно работать с текстом и пересказывать прочитанное. Заботы по развитию таких навыков у подрастающего поколения зачастую ложатся на родителей. А многие из них не умеют развивать ребенка правильно. Получается, что школьника не учат определенным навыкам, а просто требуют, чтобы он запоминал как можно больше информации. Это приводит к тому, что дети зачастую не хотят учиться. Для того, чтобы помочь маленьким людям, взрослым стоит применять метод графических органайзеров (другое название которых помогаторы). Он уже распространён в странах зарубежной Европы, и постепенно находит отклик в нашем государстве.

Зачем используют помогаторы для информации?

Этот прием поможет младшим школьникам:

● усваивать больше информации;
● научиться отделять главное от второстепенного;
● улучшить усвоение, запоминание каких-либо знаний и последующее их применение в различных учебных ситуациях;
● перевести сложный и объемный материал в простую и легкую форму;
● систематизировать новые знания;
● овладеть разными видами пересказа.

Графический органайзер помогает специально структурировать информацию на листе бумаги или на экране планшета и компьютера. Можно взять за основу один из сотни существующих помогаторов. Некоторые из них известны многим людям. Взять, например, таблицу, в которую записывают плюсы и минусы какого-то действия или принятого решения.

Как запомнить всё без труда?

Паук-карта. (Интеллект карта) Работа по заполнению помогатора происходит так.
Для младших школьников лучше подходят такие виды графических органайзеров:

1. Паук-карта. Структурирование нужной информации происходит следующим образом. Нужный параграф учебника прочитывается ребенком и из него выделяются главные мысли. Они записываются на теле паука. А в паутинки около лапок членистоногого вносятся второстепенные детали. Можно заполнять помогатор с помощью коротких предложений. А можно с помощью символов, которые в последующем помогут ребенку вспомнить и пересказать материал. Для того, чтобы процесс обработки информации превратить в игру, можно ребенку предложить украсить своего паучка, сделать его веселым или нарисовать ему обувь и головной убор.

С таким помогатором может возникнуть одна проблема. Не всем детям нравятся членистоногие, и ребенок не захочет работать с графическим органайзером в виде паучка. Таким школьникам стоит предложить другого помощника:
Помогатор-Рыба. Вначале взрослый или сам обучающийся рисует скелет рыбки. Затем по просьбе взрослого ребенок начинает оживлять его.
1. Помогатор-рыба. Вначале ребенок рисует скелет рыбки. Потом взрослый предлагает оживить ее. После прочтения параграфа в учебнике важная информация записывается на прямоугольниках-костях рыбки. Как и в первом случае можно записывать словосочетания, а можно рисовать рисунки. Главное, чтобы школьник смог при помощи записанного или нарисованного впоследствии воспроизвести текст целиком.

Но младшие школьники опять могут не захотеть записывать на рыбьих костях. В таких случаях стоит использовать третьего помощника, от которого не откажется ни один ребенок:
Вкусный гамбургер. Этот помогатор удобен тем, что на нем можно отобразить информацию в хронологическом порядке.
3. Помогатор-гамбургер. В таком графическом органайзере можно записать все части текста: начало, середину и конец, а также главные мысли и второстепенные факты. На верхней булочке записываются или зарисовываются сведения, содержащиеся во введении, а на нижней — в заключении. Котлетка содержит самую главную и основную информацию. А второстепенные сведения записывают или зарисовываются на листочках зелени.

Полезные советы

Для того, чтобы вся новая информация надолго запомнилась детям, обязательно весь процесс заполнения нужно превратить в игру. Стоит обыграть и процесс заполнения скелета рыбки. Можно предложить ребенку стать рыбаком и словить рыбку. Также школьник может стать кошкой и съесть речного обитателя. А потом на косточках записать нужную информацию.

В случае с гамбургером школьник может превратиться в самого лучшего повара-профессионала. Взять только самые вкусные булочки и записать слова или нарисовать рисунки так, чтобы они украсили булку. Котлетку стоит хорошенько поджарить, а зелень выбрать самую свежую. И все слова записать очень аккуратно. Можно предложить маленькому человеку самому придумать игру.

Чтобы заинтересовать ребенка, нужно предложить ему стать разведчиком и зашифровать всю информацию в пиктограммы или иероглифы. А затем проверить, хорошо ли запомнил все сведения разведчик.

Создание игровых ситуаций позволяет заинтересовать младшего школьника. При использовании этой маленькой хитрости в обучении, ребенок быстрее усвоит всю информацию, а затем легко ее воспроизведет. Сведения и знания, полученные с интересом всегда запоминаются надолго. А в случае нужды быстро вспоминаются.

Вначале ребенку нужно объяснить механизм заполнения помогатора. Нужно маленького человека научить отделять важные факты от второстепенных. Значит, какой-то период времени взрослому придется сидеть около ребенка и направлять его деятельность. И только спустя какое-то время школьник сам поймет алгоритм заполнения графического органайзера и сможет выполнять задание самостоятельно.

Преимущества помогаторов

Чем же хороши помогаторы в учебной деятельности?

●Их очень просто нарисовать самому обучающемуся и достаточно легко заполнить.
●Информация, структурированная и проанализированная самим ребенком, быстрее усвоится.
●Пройденный материал достаточно легко вспомнить, опираясь на сведения из помогатора.

●Устройство графического органайзера позволяет дописывать или дорисовывать дополнительные сведения.

Такой вид работы предполагает, что школьник умеет хорошо читать и писать. Но если он не овладел этими навыками, то метод помогатора можно применять, видоизменив его. Читать текст придется взрослому, а ребенок после чтения и анализа текста должен зашифровать информацию в понятные ему рисунки.

Использование такого вида усвоения нового материала, конечно же, понравится любому ребенку. Позволит подчас неинтересную деятельность превратить в увлекательную игру.